Законы физики кадеты Первого президентского постигают не только умозрительно, но и экспериментально.
Преподаватель отдельной дисциплины (физика, химия и биология) Татьяна Климова, например, предложила кадетам 36 учебного взвода на уроке физики определить коэффициент полезного действия наклонной плоскости при помощи бруска, наклонной плоскости как таковой и динамометра.
Манипулируя этими простыми предметами, измерив вес бруска, высоту и длину наклонной плоскости и силу тяги, ребята смогли ответить на вопрос, зависит ли коэффициент полезного действия от угла наклона, и куда теряется часть энергии, которая должна была превратиться в полезную работу.
По словам Татьяны Владимировны, использование в процессе обучения демонстрационных экспериментов помогает кадетам лучше понять учебный материал.
В завершение урока, оперируя полученными знаниями о коэффициенте полезного действия, кадеты разоблачили недобросовестную рекламу коммерческой фирмы, давшей газетное объявление следующего содержания: «КПД наших приборов 100%! Все ваши усилия полностью превратятся в полезную работу! Работай без потерь!»
Со знанием дела кадеты доказали, что стопроцентным КПД быть никак не может, так как часть энергии расходуется или на преодоление силы трения рабочих частей, деталей и механизмов, или по причине утери тепла, которое выходит в атмосферу. Поэтому придумать двигатель, в котором все тепло расходовалось бы на его работу, мешает земное тяготение. Тут нужны невесомость и отсутствие трения, чего невозможно добиться даже в условиях вакуума.