b_280_180_16777215_00_images_stories_2022_06_01.06_01.JPGПервокурсники провели первую дискуссию по приключенческому роману Вениамина Каверина «Два капитана».

Обсуждение знаменитой книги кадетами 1 учебного курса – неофитами литературного клуба Оренбургского президентского – состоялось в рамках нового литературного проекта «Проблемный вопрос», разработанного преподавателями предметно-методической кафедры русского языка и литературы Светланой Кашириной, Ольгой Конновой, Еленой Лапиной и Натальей Чеховской

Большую помощь в реализации проекта оказала преподаватель русского языка и литературы Вероника Елусова.

«Проблемный вопрос» – проект образовательный, его цель – научить кадет не только анализировать прочитанные литературные произведения с точки зрения их идеи, но и видеть, грамотно формулировать пути решения нравственных проблем, поднятых авторами этих книг.

Ведущими литературно-философской дискуссии стали кадет 46 учебного взвода Тимофей Мокин и кадет 15 учебного взвода Кирилл Федоров

Открылась встреча цитатой из книги советского психолога и философа Сергея Рубинштейна: «Возникновение вопросов – это первый признак начинающейся работы мысли и понимания». 

С первых секунд обсуждения стало понятно, что кадеты 1 учебного курса не только роман читали, но и хорошо знакомы со всеми его персонажами – начиная от благородного и отважного Сани Григорьева и заканчивая подлецом и предателем Михаилом Ромашовым по кличке Ромашка. 

Не случайно, когда собравшимся было предложено вспомнить главный жизненный принцип Саши Григорьева, поднялся лес рук, и прозвучали памятные с детства слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

В качестве музыкальной прелюдии к дискуссии кадеты исполнили песню на музыку Евгения Птичкина из фильма «Два капитана», слова которой отражали главную суть литературной встречи: 

  • В голубой океан улетаю,
  • Под землею я уголь рублю,
  • По дорогам опасным шагаю,

Жизнь отдам я за то, что люблю!

К проведению дискуссии кадеты подготовились основательно. Опираясь на сюжетные линии романа, каждый учебный взвод сформулировал свой проблемный вопрос.

b_280_180_16777215_00_images_stories_2022_06_01.06_02.JPGb_280_180_16777215_00_images_stories_2022_06_01.06_03.JPG

11 учебный взвод, например, предложил обсудить, какие герои романа и в каких ситуациях проявляют смелость и трусость. 

12 учебный взвод вынес на обсуждение вопрос: «Как стать целеустремленным человеком? Уроки романа».

13 учебный взвод поставил перед товарищами проблему выбора жизненного пути.

Личный состав 14 и 16 учебных взводов сделал акцент на проблеме чести и бесчестия. 

А 15 учебный взвод предложил подискутировать на тему «Что значит дружба истинная и ложная?»

Эмоциональное обсуждение взаимоотношений Александра Григорьева, Кати Татариновой, Валентина Жукова, Петра Сковородникова и других героев романа «Два капитана» сопровождалось демонстрацией фрагментов одноименного фильма и сценками из романа с участием самих кадет.

- В прошлые годы на базе кафедры русского языка и литературы Первого президентского мы проводили читательские конференции, на которых сложилась группа преподавателей, занявшаяся привлечением кадет к активному чтению лучших образцов художественной литературы и анализу прочитанного, – прокомментировала состоявшуюся дискуссию преподаватель русского языка и литературы, кандидат педагогических наук Светлана Каширина. – Помимо работы в рамках литературного клуба «Диалог» мы организовывали различные «литературные посиделки», на которых кадеты не только делились мыслями и эмоциями от прочитанного, но и декламировали собственные стихи. В этом учебном году наш литературный клуб возобновил свою работу, и мы сразу решили привлечь в него кадет-первокурсников. Потому что увидели, что за время вынужденного обучения на школьном «дистанте», благодаря своим родителям они стали настоящими книгочеями. Причем книги читали хорошие, правильные. В итоге получился очень интересный, интеллектуально развитый курс. С учетом этого было принято решение провести «пробу пера», предложив парням более сложную форму приобщения к литературной классике и личностного развития.   

Состоявшаяся литературно-философская дискуссия кадетам 1 учебного курса пришлась по душе. В завершение почти двухчасового обсуждения преподаватели поблагодарили юных мыслителей за их активность и сообщили, что темой следующей, ноябрьской литературной дискуссии, станет «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого.

Для подготовки к предстоящему разговору каждый из шести учебных взводов получил в подарок по экземпляру книги, подписанному педагогами. 

b_280_180_16777215_00_images_stories_2022_06_01.06_04.JPGb_280_180_16777215_00_images_stories_2022_06_01.06_05.JPGb_280_180_16777215_00_images_stories_2022_06_01.06_06.JPGb_280_180_16777215_00_images_stories_2022_06_01.06_07.JPGb_280_180_16777215_00_images_stories_2022_06_01.06_08.JPGb_280_180_16777215_00_images_stories_2022_06_01.06_09.JPG