Пятиклассники Оренбургского президентского кадетского училища познакомились с рациональными способами математических вычислений.
В начале урока преподаватель математики Татьяна Котова задала кадетам 5«д» класса два вопроса: «Как вы понимаете слово «рациональность» и где могли его встретить?»
После недолгой паузы посыпались ответы.
- Рациональность в математике означает возможность выполнить математические действия удобно и быстро, – высказался Тимофей Семивеличенко.
А Михаил Пода продолжил:
- Когда существуют разные способы вычислений, из которых можно выбрать самый короткий и быстрый, – это и есть рациональность.
- А мы уже в начальной школе применяли для быстрого счета распределительный закон умножения и сочетательные свойства сложения и умножения, – сообщил Михаил Безверхний.
Стало понятно, что большинству юных участников урока известны свойства сложения и вычитания, применяемые для удобства вычислений. Записав на доске эти свойства в буквенном виде, кадеты выполнили задание на нахождение значений числовых выражений, применяя удобные (рациональные) способы вычислений.
- Сегодня людям приходится выполнять сложные математические вычисления, причем быстро. Как вы думаете, существуют ли другие приемы быстрого счета? А может быть, достаточно тех, о которых вы уже говорили? – снова обратилась к парням Татьяна Алексеевна.
Выслушав ответы, преподаватель сообщила, что некоторые числа можно быстро умножать в уме, используя для этого особые приемы. И познакомила кадет с еще одним рациональным способом умножения двузначных чисел, содержащих одинаковое количество десятков.
Выполнение тренировочных упражнений позволило парням довольно быстро усвоить алгоритм рациональных вычислений. А затем им было предложено решить задачу на вычисление площади военного полигона рациональным способом.
Большинство обучающихся успешно применили к решению поставленной задачи новый способ вычисления. Парни работали так увлеченно, что не заметили, как урок подошел к завершению.
- Мне очень понравился новый способ быстрого счета, – поделился впечатлениями кадет Николай Чадин.
- И мне было интересно! – сообщил кадет Шамиль Гирьфанов. – Теперь я смогу применить новые знания в ходе устного счета.